Крах политической мифологии и возрождение украинского оптимизма

              ІВАН ТКАЧЕНКО           «Українська альтернатива» молодший науковий співробітник ННЦ «ХФТІ»        (м. Харків)

За двадцать лет независимости на Украине успела сформироваться особая политическая мифология. В её рамках до недавнего времени можно было сносно объяснить любое событие как в стране, так и за её пределами, и дать мгновенный ответ на всякий вопрос, не вызывая серьезных внутренних конфликтов.

Украинская политическая мифология обладает простой гармонией монады Инь-Ян, она дуальна, но бесконечна, чёрное и белое проникают друг в друга и при этом их существование невозможно по отдельности.
В упрощенном виде всё, конечно же, сводится к тезису о том, что Левобережная Украина тяготеет к России больше, чем к Европе, а Правобережная — наоборот. Опять же, вульгарное толкование не может обойтись без архетипичных персонажей — грязного и пьяного шахтера, который без мата даже по-русски говорит с трудом, и трезвого, но до крайности подлого бандеровца, который днём улыбается, а ночью стреляет в спину «русским оккупантам» из трофейного ППШ.
Если в качестве реперных точек взять горняка с Донбасса и комбатанта-галичанина, то дальше дело пойдет проще. Помимо географического разделения, в украинской политической мифологии имеет место быть и разделение возрастное. С одной стороны, молодежь более пассионарна, а с другой, она и более инкорпорирована в систему европейского образования, легче делится информацией, проще относится к событиям даже новейшей истории, не говоря о происшествиях столетней давности.
Наконец, есть разделение имущественно-экономическое, Украина пока еще ориентирована на экспорт, а потому средний и высший классы, получающие ренту от перемещения украинских товаров за границу, не желают снижать свои орбиты ради условных и нематериальных политических выгод.
Всё это создает хорошо сбалансированную и непротиворечивую картину мира. Да, в Восточном поясе традиционно сильны пророссийские силы разной направленности, да, на Западе не слыть национал-патриотом равносильно политическому самоубийству. Одно невозможно без другого, если есть национал-патриоты с «европейским приветом», то должны быть и те, кто окучивает противоположное идеологическое поле. Пьяный шахтер считает залогом своей сытой жизни дешевый российский газ, а потому он вертел на известном месте все инициативы по европеизации Украины, ибо они могут испортить отношения с Москвой. С ним в целом согласен и бандеровец, который понимает, что газ в общем-то нужен Востоку, но при этом считает, что любой ценой нужно «хоть тушкой, хоть чучелом» бежать подальше от Кремля, ибо за российские энергоносители он, галичанин, расплатится возможностью быть реально интегрированным в ЕС на уровне рабочей силы. Все — и шахтер, и бандеровец — друг друга прекрасно понимают, но каждый тянет в свою сторону, попутно плодя и без того многочисленные украинские мифы!
Главными из которых являются такие:
    Россия готова дать Украине большие деньги в обмен на отказ от дальнейшей демократизации, сворачивание процессов европейской и евроатлантической интеграции и т. д.
    Европа несет Украине новые политические, правовые и экономические стандарты, которые в обозримом будущем денег не гарантируют, зато могут сделать страну частью большой и дружной европейской семьи
    Сегодня власть сосредоточена в руках бандитских кланов из Донецка, Луганска и Днепропетровска, которые заботятся исключительно о себе и при малейшей возможности продадут Украину кому угодно целиком или же по частям
    Украинская интеллигенция лишена права голоса, свободы собраний, свободы высказывания
    Запад и Восток Украины раздирают серьезные политические противоречия, из-за которых периодически всплывают предложения отпустить в свободное плавание то Галичину, то Крым, то Донбасс

Однако в ушедшем 2011 году произошло неизбежное. Самодостаточная и откормленная украинская политическая мифология получила сокрушительный удар, сопоставимый по неожиданности и силе с появлением конкистадоров в Америке эпохи майя и ацтеков. Случилось то, что выходит за рамки традиционных представлений о борьбе прогрессивной Европы и отсталой России за право обладания Украиной!
На первый взгляд, кажется, что поочередные провалы Киева то на европейском, то на евразийском фронте в конце прошлого года являются случайностью, результатом некомпетентности президента Януковича, МИД, правительства Азарова, происками врагов и т. д. Однако у этих событий есть своя неумолимая логика. Украина слишком долго жила на выгуле международной политики, занималась мифотворчеством и в конечном итоге утратился всякую связь с реальностью. Хотя реальность эта была очевидна и пять лет назад, и десять.
Украина не смогла стать частью ЕС по той же причине, по которой она не смогла попасть в НАТО. По этой же причине Украина не сможет стать ни частью СНГ, ни ОДКБ, ни Евразийского союза. Не умеет и не хочет. Непротиворечивая картина мира, которую поддерживает наша политическая мифология, не предполагает участия страны в любых (!) интеграционных проектах.
А то, что украинские власти услышали на саммите Украине-ЕС в Киеве или на заседании совета ЕврАзЭС в Москве — это даже не констатация факта, это попытка объяснить олигофрену что «дважды два — четыре, а не три, а не пять!»
Янукович и Ко столкнулись не с суровой реальностью, не с новыми правилами игры и не с предательством коллег из Брюсселя или Москвы. Их растерянность объясняется крахом мифологии, который, впрочем, успели застать даже их предшественники из окружения Ющенко.
Начнем с плохих новостей.
    Украина не стоит перед выбором между ЕС и Россией, между газом/нефтью и демократией, строго говоря, такого выбора у Украины никогда и не было
    Спонсировать украинские ожидания и сладкие мечты не хочет никто. Более того, Украина в равной степени представляет лишь небольшой интерес для Европы и  России только как страна с остатками ресурсов и потенциальный рынок
    Бандитские кланы, хоть на Западе, хоть на Востоке, мазаны одним миром, но самое смешное, что их во власть привели сами граждане Украины, руководимые национальной мифологией и нежеланием отдавать всю страну целиком «шахтерам» или «бандеровцам»
    Украинская интеллигенция имеет столько же прав и свобод, сколько остальные граждане и не должна требовать к себе какого-либо исключительного отношения. Есть масса примеров, когда общество добивалось большего, находясь в куда худших условиях

Нас не ждут на Западе, Европа еще не определилась с будущим ЕС, но одно известно наперед, формат союзного государства, в котором две-три страны локомотивом тянут за собой десятки других, исчерпал себя. Рассыпется ЕС, переродится, создаст новую структуру внутри себя — дело десятое. Для Украины важно, что Европа не просто не готова интегрировать в себя нашу страну, она не захотела сделать это вчера, не может делать это сегодня и, скорее всего, не будет делать это завтра. Европа, стоп?
На «восточном фронте» дела у нас обстоят едва ли лучше. Мало того, что Украина получила закономерный отказ от предложения дружить больше, дальше и глубже в обмен на скидки на газ. Так еще и последние интеграционные проекты России являются не самостоятельными обдуманными программами, а лишь довеском к избирательным кампаниям. Недавние события в Москве доказали, что несмотря на бравурные реляции и прекрасную статистику, Россия — это не страна мечты для всех и каждого, а огромное государство с огромным потенциалом, но и с огромными проблемами при этом. Что же касается Евразийского союза, то и появился он не в самое лучше время, когда в соседней палате вот-вот может отдать Богу душу другой союз — европейский, и не в лучшем месте —  Белоруссии и европейской части РФ явно недостаточно, чтобы новое образование могло в полной мере носить континентальное имя. Евразия, тоже стоп?!
Все это были грустные новости, но парадокс в том, что они же содержат в себе самую важную и самую хорошую новость для Украины и её граждан. Катастрофа политической мифологии одним махом выбивает из рук политиков все козыри — теперь бессмысленно лепетать о «европейских демократических ценностях» или о «прагматичном, но эффективном сотрудничестве с Россией». Нет ни того, ни другого! И просто чудо, что в таких условиях Украина выжила и не стала жертвой собственных заблуждений.
Государство наконец-то излечилось от болезни, которую на протяжении двадцати лет старательно культивировали как правые, так и левые. Теперь среднестатистический украинец может посмотреть незамутненным глазом на происходящее вокруг и произвести трезвый анализ событий. И анализ этот показывает, что вместе с болезненной мифологией ушел и один из основополагающих ее тезисов — тот самый про «разделение интересов по Днепру». Грязный шахтер, молящийся на Москву, и подлый бандеровец с шенгенской визой — краеугольные камни украинской мифологии — тоже канули в Лету.
Страна должна научиться жить без мифологии, не отрицая объективную реальность, не списывая собственные провалы на «вредителей» и не умножая сущности попусту. Осторожный украинский оптимизм — это ожидание объединения страны, которое необходимо украинцам, ибо остальному миру Украина и её население не нужны. Sad but true!

Иван Ткаченко, «Украинская альтернатива»

Коментування вимкнено

  1. Бодетаун коментує:

    Статья на злобу дня, как говаривали “акулы” советского пера. Ее должен прочесть каждый житель страны. Чтобы понять, где он, что надо что-то делать и спешно решать вопрос о том, куда и за кем следует идти. Но прежде, чем просвещать миллионы “пересічных”, необходимо решить не менее важную задачу – ответить на вопрос: может ли быть Украина самодостаточной, чтобы решать свою судьбу более-менее самостоятельно без привязки к ЕС или Москве. Еще один вопрос, на который тоже заранее важно заготовить ответ, касается неизбежного “почему” в отношении Великого обмана (двух мифов): кому и во имя чего понадобилось в течение 20 лет водить за нос украинский народ, пичкая его названными мифами о европейском и московском приоритетах.

  2. Володимир Кухар коментує:

    чи є ресурс для самостійного плавання – цікаве питання. це треба уважно дивитися,рахувати. але поки не спробуємо, до кінця не пересвідчимось.
    щодо того, “чому?”, – гм, було голову морочити людям вигідно. будуть нагорі люди, які не за цим прийшли, трохи стане легше. а взагалі, міфологія добра тим, що вона не вічна – змінюється, як і все на світі.